Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается ежегодно 15 марта.
В 2018 году Международная Федерация потребительских организаций, также как и в 2017 году, призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложила в качестве девиза слоган «Making digital marketplaces fairer» – «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и интернета. Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.
По экспертным оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) в 2016 году в России 56 млн человек (46,6%) пользовались интернетом с мобильных устройств, объем рынка интернет-торговли в первом полугодии 2017 года составил 498 млрд рублей, а за весь год , согласно пронгозам, эта сумма должна составить 1150 млрд рублей, что в два раза превышает объем интернет-продаж 2013 года (544 млрд рублей).
В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, поставлены цели, задачи и принципы исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу.
Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети интернет. Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети интернет потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования интернет-ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.
Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.
Источник: управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области.