24 мая на Петербургском международном экономическом форуме ректор РАНХиГС Владимир Мау стал модератором панельной сессии «Цифровая экономика и образование. Меняя парадигму» с участием министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константина Носкова.
Владимир Мау открыл панельную дискуссию и сообщил, что хотел бы обсудить возможности и риски развития образования. Он отметил, что это совместная сессия с представителями Российско-Французского университета. Ректор РАНХиГС является также президентом РФУ, в который входит Президентская академия. Другие участники РФУ: ВАВТ, РУДН, МИФИ, Университет Ниццы София Антиполис и три ведущих французских бизнес-школы – EDHEC BS, NEOMA BS, SKEMA BS.
Первым выступил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков. «Говоря об образовании в сфере цифровой экономики, часто делают крен в сторону новых профессий, связанных с big data, роботизацией и искусственным интеллектом. Но цифровая экономика оказывает влияние на нас уже сейчас, она меняет рынок труда», – отметил спикер. Министр пояснил, что вытесняется много традиционных профессий. В связи с этим возникает задача переобучить таких людей и направить на новые рынки труда: «Цифровая экономика – не завтра, это уже сегодня, и она уже влияет на изменения в образовании».
«Конкуренты Академии не вузы, а бизнес-компании, которые оказывают образовательные услуги. Основной тренд современного образования в том числе в диверсификации», – уточнил Владимир Мау и передал слово президенту Издательской группы «Эксмо-АСТ», президенту Корпорации «Российский учебник» Олегу Новикову. Проблема диджитализации 8 лет назад возникла перед издательской индустрией – возник вопрос о том, какова будет ее роль.
«Если не противопоставлять классическую книгу и цифровую, то проблемы нет, цифровая, наоборот, помогла и сделала книгу более доступной. Сейчас похожая ситуация в образовании», – отметил эксперт. По его мнению, нужно помочь ученику адаптироваться и получить востребованные в XXI в. навыки. Если это будет заложено в школе, то мы получим нового современного человека и интеллектуальную экономику, человеческий капитал. «Важно реализовывать потребности ученика сегодня, прислушиваться к нему. Он быстрее учителя осваивает цифровые технологии», – считает Олег Новиков.
Владимир Мау провел пленарную сессию на ПМЭФЭксперт назвал четыре условия цифровизации образования, которые надо реализовывать в рамках взаимодействия бизнеса и государства: вариативность образовательных программ, превращение педагогов в «евангелистов» цифрового образования, интеграция существующих на рынке решений для создания цифровой образовательной платформы, а также использование компетенций и капитала частных компаний для развития инфраструктуры российского образования.
Затем выступила генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина и рассказала о его роли в образовании: «Мы недавно начали заниматься бизнес-образованием и запустили на 100 классов обучение математике через нашу платформу. Учитель может давать задания на уроке через планшет». Выяснилось, что учителям нравится такая система, им стало легче – не надо проверять домашние задания, благодаря чему освободилось время для занятия с учениками. Учителям стало легче готовиться к уроку. Детям же интереснее работать с «цифрой», и они выполняют домашние задания на 100%, что позволяет лучше и быстрее проходить предмет.
Своим мнением поделился председатель совета директоров ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» Андрей Комаров: «Я хотел бы, чтобы в нашей стране изменилась система образования. Мы поняли, что среднее профессиональное образование – это залог успеха и вклад в фундаментальную стоимость нашей компании. Мы инвестировали деньги в старый металлургический колледж, который почти не выпускал профессионалов по нужной профессии. С тех пор за семь лет он превратился в один из самых лучших центров обучения по металлургическим профессиям».
Генеральный директор Федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования» Марина Ракова отметила, что «цифра» не помогает и не вредит образованию – это просто инструмент, а изменять нужно именно образование. «При этом сейчас по стране прослеживается слабая ситуация с кодингом. Мы запускаем по нему кванториумы, благодаря чему дети научатся программировать», – сообщила спикер. Она обратила внимание, что «цифра – это в том числе интернет»: «Есть огромные риски, что сознанием наших детей манипулируют. Это нужно проблематизировать на самом верхнем уровне государства».
Исследование и образование взаимосвязаны, так считает главный исполнительный директор по научным и академическим исследованиям Clarivate Analytics Аннетт Томас. Заметно сокращение научных исследований в России за последние 10 лет. Цифровое образование не ново, с ним всегда были разные трудности, но у нас теперь появились инструменты для их решения, сказала она.
В ходе обсуждений первый заместитель президента – председателя правления ПАО «Почта Банк» Георгий Горшков рассказал о работе и развитии банка благодаря цифровым технологиям.
Владимир Мау провел пленарную сессию на ПМЭФСпикерами пленарной сессии также стали представители бизнес-школ в составе Российско-Французского университета.
Выступил президент Университета Ниццы – Софии Антиполис Эмануэль Трик. «Со времени индустриальной революции инновации не прекращают расти – проживая в таком мире, мы вынуждены к этому адаптироваться», – уточнил спикер. Поэтому так важны организационные изменения и модификации нашего общества. Эта ситуация серьезно влияет на систему высшего образования, поскольку она является носителем инноваций и нацелена на формирование будущих поколений.
Для того чтобы выжить в конкурентом мире, необходимо сетевое сотрудничество. Нужно обмениваться компетенциями и знаниями, чтобы все стороны выигрывали и развивали доверие. В высшем образовании важен именно такой подход. «Обучая, важно учитывать социально-экономические потребности со стороны предприятий и территорий, – подчеркнул Эмануэль Трик. – Университет становится интернациональным. Прекрасным примером такого сетевого взаимодействия является Российско-Французский университет».
«В РФУ наша задача состояла в усилении связей между бизнесом во Франции и России. Мы чувствуем эволюцию базовых навыков, которые востребованы деловыми кругами», – сказала заместитель генерального директора по программам бизнес-школы NEOMA Селин Давен.
«В 2030 г. будет порядка 85% новых профессий, которые сейчас не существуют. Молодые выпускники в будущем будут менять профессии каждые 3,5 года, а мы должны их к этому подготовить. Надо, чтобы эти навыки стали частью образовательной программы», – отметила заместитель декана бизнес-школы SKEMA Патрис Удайе и выразила надежду, что благодаря сотрудничеству в России появится следующий кампус школы SKEMA.
Затем слово взяла заместитель декана бизнес-школы EDHEC Алессиа Ди Доменико: «Наш девиз – EDHEC существует для бизнеса и студентов. Мы проводим обучение на уровне бакалавриата или на программах высшего уровня. Мы осуществляем сотрудничество с компаниями, их представители участвуют в качестве преподавателей, проводим бизнес-игры и семинары, которые релевантны для этих компаний».
Владимир Мау подвел итоги пленарной сессии «Цифровая экономика и образование. Меняя парадигму». Ректор РАНХиГС, президент РФУ отметил, что Российско-Французский университет был открыт два года назад, подготовлены 42 совместные программы. «В рамках программы со школой NEOMA было подано 160 заявок только по бизнес-образованию для обучения в России. Мы очень благодарны французским партнерам, – сказал Владимир Мау. – В моем понимании задача вуза – формировать не узкого профессионала, а человека, который способен адаптироваться».
ПМЭФ: Владимир Мау провел пленарную сессию «Цифровая экономика и образование»
Фото: krsn.ranepa.ru
Источник: Московский областной филиал АНХ
24.05.2018 23:44