Жизнь отца, кадрового военного, командовавшего большим военно-строительным подразделением, его ответственное отношение к работе, умение помогать подчиненным в трудных жизненных ситуациях и отдавать им частичку своей души, стали для Виолетты Германовны Луниной тем нравственным примером, на котором сформировался ее характер и который, как она считает, стал определяющим при выборе профессии учителя. Ни в семье родителей, ни среди родственников Виолетты Германовны учителей не было. Но каждый раз, вспоминая мудрые наставления отца: «Никогда не живи только для себя. Учись быть полезной людям, умей отдавать!», – она всегда представляла себя учителем. Учителем русского языка и литературы. Представляла, как входит в класс, как встречают ее распахнутые и пытливые глаза учеников и как рассказывает она им о героях своих любимых писателей – А.Пушкина, И.Тургенева, Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Бунина, М.Шолохова. К будущей профессии Виолетта готовилась серьезно. Все свободное время проводила за чтением книг, поглощая десятки томов не только русской, но и зарубежной литературы – О.Бальзака, Э.По, Д.Лондона, Дж.Стейнбека. Учеба в Коломенском педагогическом институте (КПИ) и первая педагогическая практика подтвердили, что в выборе профессии она не ошиблась: ученики ее слушают с интересом и, самое главное, она многому способна их научить!
Став женой военного, В.Лунина с супругом обосновались в Дедовске, где в местной школе она и сделала свои первые шаги в педагогической профессии. Позже семья переехала в Нахабино, и она начала работать учителем русского языка и литературы в Нахабинской школе №2, отдав этому образовательному учреждению 18 лет своей жизни. В 2007 году В.Лунина стала членом педагогического коллектива Нахабинской школы №3, в котором трудится и сегодня учителем словесности.
С 2009 она начала вести в 8-м классе курс «Духовное краеведение Подмосковья», введенный в школах Красногорского района для историко-культурологического и духовно-нравственного образования учащихся. Что обусловило появление такого курса? Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии, и сегодня повсеместно растет интерес к культурно-историческому наследию. В курсе «Духовное краеведение Подмосковья» изучается история христианской православной культуры на землях Московского края, которая представлена в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Рассказывается о русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни русского народа. Насколько это важно сегодня?
Учитель В.Лунина убеждена, что тот ребенок, который прикоснулся к чистым, высоконравственным образцам христианской православной культуры, не будет унижать, оскорблять других людей. Он не сможет причинить боль слабому, нагрубить старшему. У подростка, знакомого с историей духовной жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеалы нравственности, с произведениями русской литературы, написанными на основе христианского мировоззрения, появляется иммунитет против зла, насилия, жестокости.
– В моем классе несколько детей из неполных, неблагополучных семей, которые относятся к группе риска, – рассказывает В.Лунина. – У одних нет отцов, у других – матерей. Я вижу, что таким детям не хватает любви, заботы, внимания. Иногда они агрессивны, иногда неразговорчивы, иногда демонстрируют неадекватное поведение, но это – не их суть. Это их ответ на жизненные испытания, бороться с которыми им приходится каждый день. Я уже несколько лет работаю патронатным воспитателем, тесно общаюсь с трудными детьми. Они особенно податливы на простое человеческое внимание, на разговор. Учитель может и должен помочь ребенку выбрать правильные ориентиры в жизни, помочь, как бы это высокопарно ни звучало, найти свою дорогу к храму.
И в этом смысле каждый урок курса «Духовное краеведение Подмосковья», который В.Лунина считает самым высоким по потенциалу духовно-нравственного воспитания школьным предметом, и есть та самая попытка учителя достучаться до детского сердца.
В ее арсенале преподавателя – четыре методических «столпа», основываясь на которых она строит учебный процесс: интегрированные уроки, тренажеры, проектная деятельность, уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сотрудничество православной церкви и школы в области образования и духовно-нравственного воспитания учащихся.
На интегрированных уроках темы из учебника «Духовное краеведение Подмосковья» раскрываются через синтез литературы и религии, живописи и религии, зодчества и религии. Разбирая на уроке такие нормы нравственного поведения, как «любовь к ближнему», «сострадание», «вера в Бога», «библейские заповеди», школьники знакомятся с произведениями А.Пушкина, К.Бальмонта, В.Соллогуба, Н.Рубцова, в которых каждый из писателей изложил свое отношение к этим важным вопросам бытия. Тема «Библейские сюжеты в русской живописи» раскрывается через рассказ о картинах А.Иванова «Явление Христа народу», И.Крамского «Христос в пустыне», В.Поленова «Христос и грешница». Знакомство с темой «Православная иконография» сопровождается показом слайдов с изображениями знаменитых икон Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и Симона Ушакова.
Использование тренажеров (специальных папок с заданиями) – позволяет быстро проверить, насколько хорошо усвоен материал по той или иной теме, например, «Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому». Школьники должны дать ответы на такие вопросы: как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, чем интересна история монастыря, какие чудеса совершил преподобный Савва Сторожевский?
Проектная деятельность предусматривает создание учащимся в течение 1-2 месяцев индивидуальной исследовательской работы по темам «Православные праздники», «Как разговаривает икона», «Древнерусское зодчество» и др. Ученик должен самостоятельно подобрать литературу, иллюстрации, найти ответы на вопросы, поставить цели, задачи и сформулировать выводы.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учащихся, развить самостоятельность, творчество и критическое мышление. Самые распространенные модели, которые применяет В. Лунина: выступление с использованием мультимедиа- презентаций, компьютерное тестирование, использование электронных сборников-тренажёров, работа с электронными энциклопедиями.
Сотрудничество школы и церкви – это регулярные экскурсии, во время которых школьники посещают центры духовной культуры Подмосковья – монастыри Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Ново-Иерусалимский, Троице-Сергиеву лавру, церкви Красногорского района, в том числе храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нахабине. Такие экскурсии помогают школьникам закрепить пройденный материал, получить ответы на вопросы, касающиеся устройства храмов, значения икон, истории жизни святых, церковных праздников, проведения служб.
Знакомство на практике с духовной историей Подмосковья, убеждена В.Лунина, один из важных элементов работы по нравственному воспитанию учащихся. Дети с удовольствием путешествуют по святым православным местам, местным краеведческим достопримечательностям, музеям, выставкам. Во время экскурсий ребята узнают много нового о родных местах, великих писателях и поэтах, обмениваются впечатлениями, бурно обсуждают увиденное. Лучшей наградой для себя учитель В.Лунина считает сочинения своих подопечных (нередко она зачитывает цитаты из них на родительских собраниях), в которых можно найти такие признания: «На уроках духовного краеведения я поняла, что христиане старались любить Бога и ближнего по заповедям Христа. Я поняла, что надо быть милосердной к людям, приветливой, чуткой, сострадательной»; «Посещая уроки духовного краеведения, я стал чаще задумываться над своими поступками и поступками других людей, которые меня окружают и с которыми я общаюсь. Моя душа стала чище и добрее. Я уверен, такие уроки должны проводиться в каждой школе»; «Для меня духовное краеведение Подмосковья – очень важный предмет, ведь именно он научил меня лучше общаться с людьми и быть терпимее, узнавая о жизни православных святых, я стал верить в Бога».
Наверное, это есть первые ростки творчества, духовности, собственная точка зрения школьников, которые на выходе дадут уверенную жизненную позицию нравственно здорового человека, готового жить в жестких реалиях современного мира. И можно сказать с уверенностью, что с главной миссией своей жизни – достучаться до каждого детского сердца и сделать его добрее, учитель В.Лунина успешно справляется.
С.Васильченко.
Фото А.Путевой.
Источник: Красногорские вести
04.10.2012 22:29